ЗПР

ЗПР

  • 11.04.2023
  • 0 Likes
  • 137 просмотров
  • 0 комментариев

ЗПР или задержка психического развития является патологией, которая требует внимательной диагностики, определения причины и назначения правильного лечения. Клиническая картина разнообразна и ярко выражена, интенсивность симптоматики обусловлена причиной появления ЗПР, индивидуальными особенностями организма и средой проживания. Такая патология впервые проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главной проблемой при этом заболевании является дезадаптация ребенка к учебному процессу. При отсутствии лечения на ранних этапах в более позднем возрасте возникают серьезные дегенеративные процессы, при этом ставятся другие, более опасные диагнозы.

Что это такое

При этом заболевании диагностируют нарушения в моторике, памяти, мышлении, речи, регуляции поведения. Возникает лабильность в эмоциональной сфере, степень успеваемости очень низкая. При ЗПР появляются симптомы, которые схожи с умственной отсталостью, но эта патология поддается лечению при комплексном подходе, можно существенно улучшить когнитивные функции и провести коррекцию других нарушений.

Виды

грустный ребенок

Разновидности патологии обусловлены этиологией, патогенезом, симптоматикой. Классификация ЗПР представлена такими видами:

  1. Дизонтогенетическим. Параллельно ставится диагноз психический инфантилизм. При этом происходит медленное созревание центральной нервной системы, возникает несоответствие поведения возрастной категории ребенка. Процессы запоминания и воспроизведения информации нарушены, это дополняется эмоциональной лабильностью, неспособностью к концентрации внимания.
  2. Энцефалопатическим. Поражается центральная нервная система. Это проявляется задержкой развития процесса обучения, может присутствовать детский церебральный паралич, также нередко наблюдается алалия с недоразвитостью речевого аппарата.
  3. Вторичным. Возникают сенсорные нарушения – ухудшается качество слуха, зрения, речь нарушена, присутствует сенсорная депривация.
  4. Социальная депривация. Это педагогически запущенный ребенок, который страдает от недостатка внимания от родителей, его воспитанием никто не занимается.

Классификация этого заболевания бывает разной. По мнению психологов, такая патология сопровождается четко выраженными симптомами, которые обусловлены типом деструктивных процессов. В зависимости от причин развития, ЗПР у детей бывает:

  1. Конституционным. При котором замедлено созревание клеток центральной нервной системы. Обнаруживается психический и психофизический инфантилизм, при которых поведенческие реакции не соответствуют их возрастной категории. Согласно антропометрических данных, дети ведут себя не по хронологическому возрасту. Присутствует эмоциональная лабильность, излишняя непосредственность, недостаточный объем памяти, трудности с концентрацией внимания. Во время обучения в школе у детей с конституционным ЗПР на первом месте находится игровая деятельность, они не могут полноценно воспринимать новую информацию, не умеют переключать внимание и полностью погружаться в учебный процесс.
  2. Соматогенным. При этой форме ЗПР наблюдаются тяжелые и длительные соматические заболевания в раннем детстве, при которых замедляется развитие центральной нервной системы. При таком типе болезни нередко развиваются соматические болезни – бронхиальная астма, диспепсия хронической этиологии, сердечная недостаточность, ишемия, недостаточность функции почек, хроническая обструктивная болезнь легких. Для таких детей нужна частая и длительная госпитализация, на фоне чего возникает сенсорная депривация. Проявлениями соматогенного ЗПР являются: астенический синдром, плохая работоспособность, низкий объем памяти, поверхностное внимание, неполноценно сформированные навыки, гиперактивность или заторможенность.
  3. Психогенным. Такое заболевание развивается под влиянием неблагоприятных социальных условий. Риск его появления возрастает при безнадзорности, гиперопеке, жестоком обращении. При дефиците внимание формируется психическая неустойчивость, импульсивность, интеллектуальное отставание. А при гиперопеке ребенок становится безынициативным, эгоцентричным, безвольным и не целеустремленным.
  4. Церебрально-органическим. Такая патология диагностируется в большинстве случаев. Причиной ее развития является первичное негрубое органическое поражение клеток головного мозга. Присутствуют также нарушения в психике. Эмоционально-волевая сфера не развита полноценно, отсутствует интерес к обучению, ребенок не проявляет эмоций, является внушаемым, воображение у него бедное, присутствует двигательная расторможенность.

Причины

ребенок болеет

Развитие ЗПР у детей может быть обусловлено биологическими и социальными причинами. Биологические причины связаны с:

  • болезнями женщины в период гестации;
  • инфекционными процессами, перенесенными во время вынашивания плода;
  • внутриутробными инфекциями;
  • сепсисом;
  • патологиями в период гестации;
  • недоношенностью плода;
  • асфиксией во время родов или беременности;
  • перенесенными черепно-мозговыми травмами;
  • механическими травмами.

После того, как ребенок появляется на свет, спровоцировать заболевание могут инфекции нервной системы, отсутствие качественного питания, перенесенные тяжелые инфекционные заболевания в течение первого года жизни. Очень важную роль играет также генетическая предрасположенность.

Среди социальных причин развития патологии можно выделить:

  • сенсорную и социальную депривацию;
  • депрессию родителей;
  • гиперопеку или дефицит внимания.

Симптомы

активный ребенок

Симптомы ЗПР у детей затрагивают интеллектуальную, эмоциональную сферу, речевой аппарат.

Интеллектуальные нарушения невыраженные, но касаются всех процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Восприятие является фрагментарным, неточным, замедленным. Работа некоторых анализаторов полноценная, но присутствуют сложность с формированием целостности образов. Зрительное восприятие хорошо развито, а слуховое недостаточно развито, поэтому такие дети испытывают сложности с восприятием информации на слух. Внимание является неустойчивым, кратковременным, поверхностным. Ребенок быстро отвлекается, не может сосредоточиться на процесс. Часто переутомляется, бывает гиперактивным, нередко таким детям ставится диагноз СДВ.

Память избирательная, мыслительная активность низкая, восприятие неточное. Логически и абстрактно мыслить такие дети самостоятельно не умеют, им нужен обязательный стимул. Они не могут полноценно анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, упорядочивать, строить умозаключения, формулировать выводы.

Для речевого аппарата характерны такие нарушения:

  • аберрация произношения;
  • резкое ограничение лексического запаса;
  • невозможность построить грамматические конструкции при общении;
  • невозможность построить связную речь;
  • инактивность речевого аппарата;
  • дислалия;
  • дислексия;
  • дисграфия.

Для личностной сферы характерны такие нарушения:

  • неустойчивость в эмоциональной сфере;
  • резкие перемены в эмоциональном состоянии;
  • суггестивность;
  • пассивность;
  • нерешительность;
  • психический инфантилизм.

конфликт

Дети бывают излишне агрессивными, конфликтными, тревожными, нередко присутствует замкнутость, углубление в свой внутренний мир, отказ от социализации и коммуникации. Во время игровой деятельности наблюдается однообразие, стереотипность, бедность фантазии. Наблюдается неловкость во время движений, нарушение координации, у большинства пациентов присутствуют нервные тики и гиперкинез. При специальном обучении воспитании такие нарушения поддаются коррекции.

Характеристика людей с ЗПР

В большинстве случаев точно определить признаки ЗПР можно, когда ребенку исполнится не менее одного года. В два года клиническая картина является ярко выраженной, присутствуют такие нарушения:

  • ребенок не способен к соотношению объемных форм и плоскостных изображений, понимание отсутствует даже если ему показать эти соотношения – он не умеет собирать пирамидки и сортеры;
  • происходит путаница при подборе нескольких контрастных оттенков, если ребенку показать карточку с цветом, он не может найти аналогичный;
  • не умеет отвечать на такие характеристики предмета, как вес, температура, структура;
  • нарушена последовательность действий, также нередко дети останавливаются во время игры на каком-то этапе и не могут дальше продолжать деятельность;
  • не может строить башни из кубиков, у него не получается создавать квадрат или треугольник из игрушек по заданному образцу;
  • отсутствует стремление к активности и любопытство, наблюдается пассивность и апатичность;
  • пытается избегать контакта с окружающими, эмоциональные проявления при коммуникации отсутствуют;
  • не может пересказать простейшие события из жизни;
  • не может выполнить простые поручения – принести предмет, опустить его в коробку;
  • в своих просьбах пытается использовать не более двух-трех слов;
  • отсутствует эмоциональная реакция на песенки.

ребенок рисует

В трехлетнем возрасте симптомы следующие:

  • отсутствуют предложения в речи, дети не умеют просить о чем-то и отвечать на простые вопросы;
  • не умеет сказать свое имя и возраст, ничего не рассказывает о родителях, любимых блюдах и любимых занятиях;
  • не знает цвета, формы и не поддается обучению этих понятий;
  • не складывает пирамидки по шаблонам;
  • не умеет дорисовывать линии на предложенных примитивных картинках;
  • фантазия в рисовании отсутствует;
  • избегает игр со сверстниками, не проявляет эмоций;
  • любопытство отсутствует, присутствует внушаемость;
  • не умеет сдерживать своих эмоций, не понимает общих правил поведения в социуме, отсутствует стыд при совершении каких-либо проступков;
  • не одевается и не раздевается самостоятельно;
  • не пользуется горшком или унитазом, отказывается самостоятельно есть.

При наличии подозрительных симптомов важно как можно раньше посетить невролога, чтобы провести своевременную диагностику и начать лечение ЗПР.

Диагностика

Чтобы поставить такой диагноз, важно провести комплексное, всестороннее обследование. Во время консультации врач проводит сбор анамнестических данных, оценивает условия проживания ребенка. В большинстве случаев для постановки диагноза нужна консультация и диагностика у других специалистов – психолог, логопед, педиатр, дефектолог, психиатр. Эти специалисты обследуют особенности речевого аппарата и произношения ребенком звуков, фраз и предложений. Проводится исследование интеллектуального развития, процессов запоминания и воспроизведения информации, эмоционально-волевой сферы.

ребенок у психолога

Психолог проводит специальные тесты для определения уровня развития разных сфер деятельности и когнитивных функций. Обязательной является беседа с другими членами семьи, изучение медицинских карт родителей, чтобы определить наследственную предрасположенность к развитию патологии. Во время комплексной диагностики проводятся генетические, молекулярные тестирования для определения причины болезни.

Также назначаются инструментальные методы диагностики:

  • магнитно-резонансная томография;
  • компьютерная томография;
  • эхоэнцефалограмма;
  • ультразвуковое исследование голового мозга.

После комплексного обследования членами медицинской комиссии ставится диагноз, далее специалисты назначают схему терапии.

Лечение

Подход к лечению этого заболевания должен быть комплексным. Помимо консультации детского невролога, нужно посещение психолога, психиатра, логопеда и дефектолога. Все эти специалисты дополняют схемы терапии своими назначениями. Лечение продолжительное, очень важно вовремя начать коррекцию, от этого будет зависеть ее успешность и дальнейшие прогнозы на выздоровление. Для таких детей показано посещение специальных дошкольных учреждений и коррекционных классов в учебных учреждениях. Учебный материал им подают дозированно, чтобы они могли усваивать информацию. Специально обученные ассистенты учителя помогают в процессе обучения таким детям – многократно повторяют, меняют деятельность, переключают внимание, стимулируют процессы запоминания.

время с семьей

Помимо занятий в учебных учреждениях, очень важным является работа с ребенком со стороны членов семьи. Нужно выделить несколько часов в день для развития игровой деятельности, обучения навыкам самообслуживания, занятий. С двухлетнего возраста нужно посещать дефектолога, который занимается развитием мелкой моторики и мышления. С четырехлетнего возраста проводится работа с логопедом, который выполняет коррекцию артикуляции, занимается правильным построением фраз и предложений, развивает мимику лица.

Назначается прохождение курса следующих процедур:

  • микротоковой рефлексотерапии;
  • магнитотерапии;
  • массажа;
  • дельфинотерапия;
  • арттерапия;
  • ипотерапия.

Параллельно назначаются лекарственные средства из группы ноотропы, которые активизируют деятельность центральной нервной системы, улучшают процессы запоминания и мышления, улучшают транспортировку кислорода к тканям головного мозга, выводят токсины из клеток, улучшают микроциркуляцию крови в клетках головного мозга. Лечение проводится с помощью таких лекарственных средств:

  1. Если диагностируется повышенная возбудимость центральной нервной системы, назначаются седативные или ноотропные средства для коррекции этого состояния. Терапия проводится с помощью Пантогама, Пикамилона, Глицина, Фенибута, Кортексина, Мексидола, Фезама.
  2. При гипервозбудимости нервной системы также может назначать прием седативных препаратов – Лецитина, Магне В6.
  3. При нарушениях развития моторики эффективным средством является Энцефабол.

витамин b

Немаловажной в лечении является витаминотерапия. В большинстве случаев для детей назначается курс приема витаминов группы В, благодаря которым улучшается работа центральной нервной системы, улучшается память и другие когнитивные функции.

Важно помнить, что любые медикаментозные препараты должны назначаться только специалистами после предварительно проведенной диагностики.

Профилактика

Специфические методы профилактики отсутствуют. В период гестации важно не проводить самостоятельное лечение, избегать инфекционных заболеваний, создать благоприятные условия для проживания ребенка. Если появляются какие-либо подозрительные симптомы, следует как можно раньше обратиться к врачу.

Список литературы

Васин Е.М, Тутова А.А «Диагностика и методы коррекции ЗПР у дошкольников».

Милованова Е.Б, Саранский Д.Н «Особенности развития ЗПР у детей, способы определения болезни в раннем возрасте».

Киреев С.С, Волошин К.А «Справочник невролога. Пособие для студентов».

  • Поделиться:

Оставьте ваш комментарий